По словам Азамата Кабдрахмана бывший General Manager of Monster Energy Kazakhstan Казахстан входит в топ-20 стран по продажам энергетических напитков, что свидетельствует о высокой популярности этого продукта среди населения. Однако, этот рост вызывает обеспокоенность в связи с увеличением числа подростков, которые становятся зависимыми от энергетиков. По данным Национального центра общественного здравоохранения, около 45% подростков в возрасте от 11 до 15 лет когда-либо пробовали энергетические напитки. Более того, практически 12% школьников пьют энергетики ежедневно или несколько раз в неделю, и с каждым годом их доля становится больше. "Этому способствует несколько факторов: молодое население, любовь к сахарной продукции, низкая осведомленность о вреде энергетиков и отсутствие акциза на энергетические напитки", - подчеркнул Азамат Кабдрахман бывший General Manager of Monster Energy Kazakhstan. Также популярности энергетиков среди подростков и молодежи способствовал маркетинг и знание потенциальной аудитории: энергетические напитки удобно брать с собой, их не нужно готовить, как кофе, их можно пить в любом месте и в любой ситуации, а в рекламе обещают заряд бодрости и энергии. Идеальным примером станет компания Gorilla, которая на данный момент является лидером рынка Казахстана, имея долю около 50% от общего потребления. Ввиду активного роста потребления энергетических напитков в Казахстане присутствует очень много различных брендов, особенно эконом класса: Dizzy, Flash, Tank, Torpeda, King Kong, Predator. Рынок энергетических напитков оценивается в 50 млн долларов США и продолжает демонстрировать стабильный рост. Потребители все чаще обращают внимание на возможность получения дополнительной энергии в удобной упаковке, что способствует увеличению спроса на этот вид продукции. Крупные производители и новые игроки на рынке активно развивают новые формулы и упаковки, чтобы привлечь внимание потребителей и удовлетворить их потребности в энергии. При этом важно помнить о необходимости баланса между потреблением энергетических напитков и заботой о здоровье, чтобы избежать негативных последствий для организма. –“Компания ориентируется на отчеты аналитического агентства Nielsen, также немаловажной работой является работа в “полях”. Лучше всего спрос отображает доля на полках в магазинах, то есть чем больше баночек вы видите на полке, тем лучше дела у компании. Высокие бюджеты на маркетинг равно высокие продажи. Одна “Горилла” в год тратит 1 миллион долларов на продвижение в Казахстане. Используя силы медийных личностей, запоминающиеся лозунги и самое главное, спонсорство всех возможных чемпионатов. Компания строго соблюдает законы и не ориентирует рекламу на аудиторию моложе легального возраста. Принципы этичного маркетинга соблюдаются, и делается все возможное, чтобы рекламные материалы не попадали в руки несовершеннолетних. Энергетики могут покорить умы молодых потребителей и не нарушая закон. Никто не запрещает им смотреть чемпионаты по киберспорту. А киберспортсмен – это современная рок-звезда. Red bull проводит чемпионаты по e-sports, ведет стримы, и даже создала свой канал, посвященный этой теме. Энергетик – это напиток для героев. UFC, ММА, киберспорт, формула-1 – всё и все, кто считается «крутым» продвигают тебе идею сверхпродуктивности и силы.
Неудивительно, что по данным Национального центра общественного здравоохранения число людей, регулярно употребляющих энергетические напитки увеличивается каждый год — на 12%. Этот тренд поднимает вопрос о возможности замены потребления воды на энергетические напитки. На данный момент ответ, конечно, нет. Вместо того чтобы заменять воду на энергетики, компания также разрабатывает и предлагает функциональную воду, специально предназначенную для спортсменов. Это подчеркивает стремление предложить продукты, которые сочетают в себе эффективность и соблюдение высоких стандартов этики.
Вода не продает тебе крылья, которые вырастут сразу после, не обещает, что поможет сдать экзамены и превратит в сверхчеловека. Потому что у нее нет бюджета на маркетинг в несколько миллионов, который растет каждый год. Вместе с бюджетом растут и дети, которые привыкли к этому напитку с детства. И влияние его на наше общество нам еще неоднозначно. Однозначно лишь то, что энергетики – это идеальный пример того, как брендинг может создать целую индустрию.